Контекст семинара

- К-как-то ты странно рассуждаешь, К-кристо...
 К-как же искать решение, к-когда его нет? Б-бессмыслица какая-то...
- Извини, Теодор, но это ты очень странно рассуждаешь.
Бессмыслица - искать решение, если оно и так есть. Речь идет о
том, как поступать с задачей, которая  решения  не  имеет.
Из беседы Кристобаля Хунты с Федором Кивриным,
А. и Б. Стругацкие, "Понедельник начинается в субботу" 

Наш семинар начинается в эпоху одной из самых удивительных научно-технических революций - коммуникационной. Выражаясь метафорически, можно сказать, что мир схлопнулся, коллапсировал по одному из своих "измерений" - информационному. Передача информации из одной точки земного шара в другую происходит практически мгновенно, независимо от геометрического расстояния между ними - правда, можно возразить, что это обеспечивал и телефон. Но в отличие от средств связи предыдущих поколений (телефон, телеграф, факс, радиосвязь...) современные цифровые технологии позволяют практически мгновенно передать любые разумные объемы информации (т.е. такие, которые могут быть восприняты и обработаны человеком или техническим устройством за время, сравнимое с временем передачи). В этой области техники человечество уже вышло на такой уровень развития (или очень сильно приблизилось к нему), когда ограничения диктуются только фундаментальными законами природы (ограниченность скорости света, квантовые ограничения и т.п.) и ... финансами. Заметим, что развитие, например, энергетики, никак до этого уровня не доберется, хотя путь к нему - использование управляемой термоядерной реакции - был намечен задолго до появления глобальных цифровых коммуникаций.

Что это может значить для медицины? Прежде всего, две вещи:

  • возможность привлечения любого специалиста для удаленного консультирования - то, что чаще всего имеется в виду, когда говорят о телемедицине;
  • возможность оперативного получения любой медицинской информации о пациенте, независимо от того, где он находится сейчас и где лечился раньше.

Можно сказать, что речь идет о формировании единого информационного пространства медицины, или, если говорить более широко, единого информационного пространства здравоохранения. Ясно, что это задача на многие годы и даже десятилетия, так как ее решение означает перестройку всей системы здравоохранения и неизбежно затронет другие социальные сферы. Единое информационное пространство возникнет не в одночасье, а будет формироваться эволюционным путем, начиная с каких-то очагов и постепенно захватывая новые сферы деятельности в медицине, новые географические регионы *.

Сейчас мы находимся в самом начале процесса формирования единого информационного пространства здравоохранения. Некоторые страны продвинулись по нему довольно далеко (напр., Дания), другие, как Россия, только вступают на него и пока совершают движения скорее хаотические, нежели целенаправленные. Тем важнее начать обдумывание этого процесса, сформулировать его цели, поставить задачи, которые нужно решить для их достижения, наметить пути их решения, изучить достижения и проанализировать ошибки - свои и чужие ** и т.д. и т,п. Грандиозная задача, для решения которой необходимо сотрудничество представителей всех ветвей медицинской информатики, организаторов здравоохранения всех уровней, врачей всех специальностей и многих других профессионалов.

И именно в контексте задачи формирования единого информационного пространства здравоохранения будет строиться работа нашего семинара.

Декларация о целях и предмете семинара


* Интересно отметить, что упомянутые "очаги" не обязаны быть локализованы географически. Это могут быть и распределенные сети, с помощью которых решаются узко специализированные задачи (например, обслуживание страховой медицины). К основному тексту

** Характерный пример ошибки в области информатизации - это формирование многочисленных неполных регистров населения (МВД, пенсионным фондом, фондом обязательного медицинского страхования, налоговой инспекцией и т.д.), вместо создание единого регистра под эгидой, например, ЦСУ, которым могли бы пользоваться все остальные ведомства. Цена (в прямом смысле - размера пустых денежных затрат) этой ошибки весьма велика. К основному тексту


125047, Москва, 4-я Тверская-Ямская ул., д.16.     Тел./факс: +7 (095) 250-9350.     E-Mail: info@mml.ru